Разделы



Анализ внешней среды

Анализ внешней среды или макроокружения представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ включает в себя изучение влияния таких компонентов (факторов) среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.

Рассмотрим некоторые из этих факторов.

Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде, такие как темпы инфляции и дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, налоговая ставка, должны постоянно диагностироваться и оцениваться, так как изменение каких-нибудь факторов может существенно повлиять на миссию и цели как в положительную сторону, так и в отрицательную.

Рыночные факторы. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, такие как жизненные циклы товаров и услуг, доступ к проникновению на рынок, распределение доходов населения, демографические условия, состояние конкурентов.

Политические факторы. Руководство фирмы должно следить за нормативными документами властей страны, города, местных органов, за изменениями в перестановке в высших политических кругах, за отношением властей к тому или иному экономическому вопросу и т.д.

Факторы конкуренции. Конкурентная среда анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.

Также важным аспектом конкурентоспособности предприятия являются более низкие издержки в сравнении с аналогичными издержками конкурентов или близкие к ним. Несмотря на то, что подобную информацию предприятия-конкуренты пытаются скрывать, отдельные параметры издержек все равно становятся известными. Например, известны цены у разных поставщиков или размеры скидок в каналах распределения. Иногда такой информации больше, иногда меньше. В ряде случаев она может быть искажена (сознательно или случайно). В любом случае задачей этого этапа анализа является сравнение не отдельных статей издержек, а двух полных структур издержек - своей и конкурента. Решение этой задачи - в значительной степени искусство.

Биржа Форекс позволяет любому желающему получать прибыль на колебаниях валютных курсов всевозможных мировых валют законно, круглосуточно, не выходя из квартиры и даже не имея образования!

Сравнение структуры своих издержек и издержек конкурента дает возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия.

п»ї

Сравнительный анализ издержек помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные шаги по созданию конкурентных преимуществ или по ликвидации преимуще ств пр едприятий-конкурентов.

Социальные факторы. Здесь имеются в виду меняющиеся вкусы, отношения, нравы, ожидания потребителей.

Анализ внешней среды организации помогает выделить опасности и возможности фирмы, с которыми она столкнется в этой среде.

3.3.2. Анализ и оценка внутренней среды

Основная задача анализа внутренней среды заключена в том, чтобы определить внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Анализ внутренней среды осуществляется при помощи процесса, именуемого управленческим обследованием.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегических сильных и слабых сторон.

В обследование включены следующие функции:

1) Функция Маркетинга. Здесь анализируются такие области, как

1.2.) доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая устанавливается и контролируется высшим руководством.

1.3.) разнообразие и качество ассортимента изделий. Предприятие должно определиться относительно приоритетов: либо оно, например, выпускает один товар, концентрируясь на его качестве, либо завоевывает потребителей богатством ассортимента. Конечно, такой выбор зависит от рода деятельности предприятия. Но в любом случае необходимо определиться в конструкции ассортимент-качество.

1.4.) рыночная демографическая статистика, которая определяет изменения на рынках в аспекте интересов потребителей.

1.5.) рыночные исследования и разработки для достижения оптимальной эффективности внедрения нового вида товара или услуги.

1.6.) препродажное и послепродажное обслуживание клиентов, которое помогает продать больше товаров и закрепить за собой определенное мнение.

1.7) эффективный сбыт, реклама и продвижение товара, которые являются существенной управленческой функцией. Существует множество примеров в мировой практике, когда блистательно сделанная реклама творила чудеса на рынках товаров и услуг.

1.8.) прибыли. Все усилия фирмы по идеализации товаров окажутся бесполезными, если в результате будет отсутствовать прибыль.

9)       Функция Финансов и Бухгалтерского Учета. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами.

п»ї

10)   Функция Операций. Здесь подразумевается постоянный анализ управления операциями и влияние производимых операций на состояние фирмы.

11)     Функция Персонала. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п. Здесь внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и прочее.

12)   Функция Организационной Культуры. Создание имиджа фирмы далеко не последнее дело. Имидж может являться мощным фактором привлечения клиентов или, напротив, отталкивания их.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Читать далее: Стратегические альтернативы. Выбор стратегии